Как известно, с тех пор, как человечество по глупости изобрело гитару, все люди стали делиться и размножаться на две половины — тех, кто на ней играет плохо, и тех, кто вообще на ней играть не в состоянии. Иногда встречаются экземпляры, хорошо владеющие данным инструментом, но их людьми назвать трудно — они больше походят на волосатые гитарные придатки. В народе принято считать, что именно эти самые придатки делают погоду в зловредном и пагубном явлении, в народе известном под именем "рок музыка", причем погоду хорошую. При этом как-то забывается тот факт, что помимо хорошего состояния климата иногда случаются всяческие дожди, грады, а иногда (между делом) — и ката-, и просто клизмы. Вот об одном из катаклизмов мы сейчас и побеседуем, а точнее говоря, о тех людях, которые сотворяли эту самую плохую погоду в безоблачной атмосфере рок—культуры.
Ни для кого не секрет, что около пятнадцати лет назад начался девятый десяток нашего столетия. Но этому десятку, как ни странно, предшествовали еще года два-три, пропитанные адскими звуками забавных и симпатичных панк-роковых чудищ во главе с Sex Pistols , Damned , Clash и Ramones . Первые три фигуры из вышеизложенного списка и составили ярко раскрашенный гребень так называемой Первой Волны Британского Панка (ПВБП).
Провозглашаемый, как музыка пролетариата, панк-рок к концу семидесятых стал расслаиваться в первую очередь по социальному признаку. Мажорные Clash повели за собой целую армаду ново-волновых коллективов, сплошь состоящих из студентов, папиных сыночков и прочих людишек, жаждущих власти над пуританами-лакеями. Но дух революции горел в полупьяных душах жителей лондонских, манчестерских и бирмингемских трущоб. И один из них — Джимми Пурси (лидер Sham 69 ) — олицетворял чернорабочую, но светлую сторону панк-анархии. С ним был весь британский молодой пролетариат, всеми нами почитаемые трудовые массы выкладывали послед ние пенсы, покупая его пластинки — и, как результат, пять хитов: « Angels With Dirty Faces » (19 место в национальном топе), « If The Kids Are United » (9), « Hurry Up Hurry » (10), « Questions And Answers » (18) и « Hersham Boys » (6).Музыка и идеология Sham 69 брали начало от скинхэдской культуры. Этим и был обоснован крайне агрессивный имидж коллектива — концерт, во время которого не происходило ни одной потасовки, пропадал зазря. Кстати, гениальная мелодика банды имеет некоторое сходство с творчеством Slade , а ведь, как известно, и Slade начинали как скинхэды — интересное совпадение, не правда ли? Впрочем, давайте читайте быстрее, а то мы так не скоро доберемся до сути.
Тем не менее они оставались на виду — Cockney Rejects зловредно обозвали свой первый альбом «Greatest Hits». Впрочем, два хита они действительно имели в своем загашнике — «The Greatest Cockney Ripoff» и «I'm Forever Blowing Bubbles» — 25 и 31-ое места соответственно. Но самое интересное началось с выходом в том же 80-ом году второго гиганта Cockney Rejects , по загадочной причине названного «Greatest Hits, Vol.2» . Вас, может быть, удивит название одной из композиций альбома, но я ничуть не вру, она на самом деле называлась « Oi ! Oi ! Oi !» . Самые догадливые из читателей уже поняли; что « Oi ! Oi ! Oi !» в действительности означает три раза повторенное междометие « Oi !» . И с тех пор именно Oi является титулом, лозунгом и девизом движения, жанра и образа жизни всех Оi!стеров.
Итак, что же такое Oi! ? Caмая злобная форма панка? — да. Наиболее радикальное проявление панк—культуры? — да. Прибежище для панков с профашистскими убеждениями? — да. Жизнь и судьба поколения британских панк-рокеров начала восьмидесятых? — да.
Фашизм в любом случае лежит в истоках английского панка. Достаточно лишь вспомнить, что многие члены групп Clash , Boys , Damned и прочих лидеров жанра начинали свою карьеру в протопанковой банде London SS , название которой говорит само за себя.
Впрочем, к жанру Oi! сразу стали причислять и Angelic Upstarts , группу, члены которой всячески отнекивалисьот праворадикальных течений. Более того, в 90—ых годах вокалист Angelic Upstarts Менси откровенно примкнул к антифашистскому движению. Однако та социальная и музыкальная позиция, что занимала его группа в эпоху своего рассвета, не оставляет никаких сомнений в справедливости причисления ее к клану классиков Oi! Тем более, что британские скиннхэды обожали посещать концерты Angelic Upstarts , привлеченные ярко выраженной патриотической позицией коллектива — видимо патриотизм у англичан стоит выше разногласий между правыми и левыми. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что, в сущности, для Oi! было не столь уж важно, в правую или левую сторону уклоняется его радикализм. Главное — чтобы он присутствовал в любой (желательно наи грязнейшей) форме.
Борьба фашистской и антифашистской половин панка продолжалась долго и идет до сих пор с переменным успехом. В то время, как примажоренный Джо Страммер ( Clash ) выражал явное недовольство нацизмом, "пистолет" Сид Вишес не чурался сей идеологии. Аполитичные Ramones поначалу (см. песни « Today Your Love » , «Tomorrow The World» и «Commando» ) относились к фашизму, как к невинной детской забаве, вполне соответствующей их имиджу, а впоследствии обратили внимание и на более темные проявление политического радикализма (см. « Bonzo Goes To Bitburg » ).
Но были и серьезные проявления ультраправого радикализма — вспомним хотя бы знатных Ой!стеров Screwdriver , лидер которых Иэн Стюарт занимал почетную должность зампреда Британского Национального Фронта вплоть до своей трагической гибели в 1993 году.
К 80-ому году ВВБП пошла на спад. Развалились Sham 69 , причем попытка собрать супергруппу Sham Pistols с участием Джимми Пурси и двух бывших членов Sex Pistols Кука и Джонса потерпела неудачу. Главные лидеры панка 70-ых поотбрасывали копыта, поняв, что подобной музыкой на хлеб не заработаешь, либо стали играть музыку для зарабатывания пирожных, что, мягко говоря, противоречит главным устоям жанра. Даже Cockney Re jects ударились в хэви-метал, записав в 82 году альбом «The Wild Ones» , спродюсированный басистом UFO Питом Уэем.Но панк не умер. Безвестная банда Exploited решилась на последние деньги выпустить свой первый сингл « Army Life » , снабженный, кстати, B-side'oм с символичным названием « Tuck The Mods » — композицией на мотив безобидной рождественской песенки, выражавшей искреннюю ненависть к буржуинским мутациям панк-рока. Четвертый сингл Exploited «Dead Cities» достиг 31 места в октябре 1981, чем провозгласил феноменальную новость — панк не мертв! И дебютный гигант «Punk's Not Dead», распроданный более чем в 150.000 экземпляров, отобрал последний повод для сомнений в этом. У пуритан тоже появилась возможность в этом убедиться: группа решилась на выступление в телепередаче « Top Of The Pops » — наверное, это было самое шокирующее зрелище и слушище за всю историю британского телевещания.
Впрочем, Эдинбургские гребенщики не были самым жестоким проявлением панк-культуры. Двумя годами раньше со стапелей сошло ЕР «Realities Of War», трэки которого были вдавлены в винил стараниями банды Discharge — одной из самых больших легенд английского панка. Президент фирмы Clay Records , приютивший этих извергов, оправдывается: "Discharge полностью отличались от всего того, что я слышал раньше. Сначала дистрибьютеры брали по 5-10 копий, но в конечном счете пластинка продалась в количестве выше 30.000 экземпляров".
Discharge были еще одними детьми трудового класса. И их музыка звучала именно так, как должна звучать природа промышленности и урбанизма — гвалт, смрад и жуть тяжелой техники, подавляющей маленького человека. Первые "семерки" группы (помимо упомянутой, еще «Fight Back» и «Decontrol» ) не выделялись особым музыкальным экстремизмом, однако двенадцати дюймовка 81 года «Why?» сокрушила все, казалось бы, непреодолимые звуковые барьеры. Творческим кредом коллектива было: "Шум, а не музыка" — и только спустя шесть лет абсурдисты из Napalm Death смогли превзойти его, доведя шумовой абсурд до полного абсурда, причем пользуясь теми же абсурдными средствами. Однако деяния Discharge нашли неприятие у многих сторонников Oi ! (в том числе и у главного воспевателя Ой!я журналиста Гари Бушеля из « Sounds » ). И дело не столько в пацифистской идеологии коллектива, сколько в чисто музыкальном непонимании привыкших к пусть грубому, но мелодизму, панков.Главное наследие группы составляет классический гигант 82-ого года «Hear Nothing, See Nothing , Say Nothing». И по сей день дух Discharge пытаются возродить десятки групп во всем мире — в том числе и откровенные подражатели — Disgust , Dischange , Disclose или Disrupt . К сожалению, сами наши герои в конце концов выродились во второсортную металлическую банду, та же участь ждала и их коллег G . B . H .
Charged G . B . H . — таково было первоначальное название коллектива, что шокировал публику дебютным мини-альбомом «Leather, Bristles, Studs And Acne» в 1981 году. В своей музыке они смогли совместить безудержную ярость Discharge с традиционным панк-мелодизмом. При этом тематика их песен не замыкалась на политиканстве, а охватывала широкий диапазон — от некрофилии до хорошей выпивки. G.B.H. (отбросившие через пару лет первое слово из своего названия) первыми совместили в своей музыке как панковые, так и металлические влияния, что сделало их звучание во сто крат мощнее даже самого оголтелого Ой!я. Сингл « No Survivors » добрался до 63—его места в национальном параде, а первый гигант, великолепный «City Baby Attacked By Rats », затесался на 19 место в британском топе лонгплеев, как раз промеж альбомов Джими Хендрикса и Пола Маккартни.
Это была еще одна (к сожалению из числа последних) побед угнетенного молодого Ой!стерского населения туманных островов в борьбе против чуждой всему живому оболванивающей поп-музыки.
Что было дальше? Центр тяжести панк-культуры переместился в Америку, где в глубоком подполье вершили грязные дела хардкоровые изуверы Black Flag , Dead Kennedys , Minor Threat и иже с ними. В них не было и нет того радикализма, что сопровождал творчество заокеанских по отношению к США Ой!стеров. Вы когда-нибудь слышали от штатовских хардкорщиков песни про карибских наркосвиней или ублюдков мексиканцев, незаконно отбирающих заработок у безработного подростка—американца? Конечно, нет. В то время как социальную концепцию Ой!стеров можно было резюмировать как "буржуи совсем заели, пошли бить морду иностранцам!"
Ныне, к сожалению, рок-сцена не дарует нам обилия представителей сего вдохновляющего на подвиги музыкального течения, возможно, пропала необходимая для этого мрачная социально-политическая атмосфера, сгинул тотальный термоядерный ужас, да и жить стало лучше, жить стало веселее. Но в нашем мире всегда есть место злу. Плохому злу, что угнетает всех нас изнутри и снаружи, да хорошему злу — той музыке Oi!, что борется с плохим злом его же оружием.Szykel Gruby
« FreakCity » №1 1995