Дядюшка PEEL с RADIO ONE
Когда во второй половине 50-х пиратские радиостанции Британии с шумом ворвались в эфир, тогдашний монополист — ВВС начал резко терять слушателей. Пираты сосредоточились на развлекательной музыке. В течение 24 часов в сутки они передавали программы, с которыми консервативные вкусы старой ВВС не могли конкурировать. И вот в 1967 году было принято решение о создании Radio One — специальной музыкальной программы ВВС. Туда наняли лучших ведущих, среди них оказался и John Peel . И сегодня, более чем через 20 лет, он является самым известным диск-жокеем в истории ВВС, и его влияние на создание новых музыкальных направлений считается весьма и весьма значительным. Личность Пила чаще всего ассоциируется с эпохой панк-рока и новой волны. Однако, начало его деятельности приходится на первую половину 60-х годов.
Жил он тогда в США, в Далласе, куда его направил отец для ведения торговли хлопком. Но он не преуспел в семейном бизнесе и, сменив несколько профессий, стал пробовать свои силы в качестве ведущего музыкальных программ на местном радио. Переехав в Калифорнию, Пил уже на профессиональном уровне устроился на радио KWL. Некоторое время его своеобразные программы, в которых совершенно отсутствовала обычная по тому времени реклама, считались лучшими на Побережье.
В 1966 году, вернувшись в родную Англию, он был нанят популярной в то время пиратской радиостанцией Radio London . В ней он представлял все, что есть нового в роке, прежде всего — психоделическую музыку, с которой он хорошо познакомился в США. У Джона был свой неповторимый имидж, но его фамилия — Ravenscroft , была слишком длинной и трудной для запоминания. «Мы сидели в бюро Radio London и соображали, какой придумать псевдоним. Прислушиваясь к беседе, машинистка предложила: Peel. Так и стало», — вспоминает Пил.
В 1967 году пиратство было запрещено, и Radio London прекратило существование, а Пил попал на вышеупомянутый канал Radio One.
С самого начала он выделялся среди остальных своей необычностью. Далекий от радиообразцов голос идеально соответствовал вкусам молодежи, ищущей в эфире чего-нибудь большего, нежели популярные хиты. Увлеченный движением flower - power , длинноволосый, бородатый, странно одетый Пил принимался радио-коллегами как энтузиаст и безобидный маньяк, который в ВВС долго не просидит. Сам же он последовательно реализовывал свои намерения. В его передаче «Top Gears» появились пластинки, которые было напрасно искать в списке хитов. Это была та музыка, которая выплыла на поверхность только в 70-е годы. Каждый из ведущих Radio One мог приглашать в студию для записи избранных им исполнителей. В записях для программы Пила участвовали музыканты с ничего тогда не говорившими именами, такие как Pink Floyd , Soft Machine , David Bowie , Icredibte String Band и многие другие.
Пил, постоянный посетитель лондонских музыкальных клубов, обладал великолепной интуицией и снискал в среде хиппи огромную популярность. Первой группой, которую он утвердил на островах, была Tangerine Dream . По радио начали звучать первые пластинки группы, изданные в ФРГ. Их упорное представление в течение нескольких недель кряду оказалось эффективным: группой заинтересовалась фирма Virgin .
В начале 70-х годов руководство ВВС решило расширить деятельность ведущих Radio One : они начали сотрудничать с телевидением, ведя попеременно популярную на островах музыкальную программу Top Of The Pops. Хиппи Джон Пил исполнял в ней совершенно иную роль, чем перед радиомикрофоном. Он не мог выбирать исполнителей и лишь иногда представлял своих любимцев. В те же годы Пил организовал собственную фирму грамзаписи «Dandelion », и хотя предприятие это коммерческого успеха не возымело, несколько интересных дебютов все же состоялось: Kevin Coyne , Medeсine Head , Tractor .
Шли годы. К середине 70-х годов британский рок вступил в пору кризиса и творческого спада. Музыка старых кумиров стала казаться скучной и надоела молодежи до такой степени, что наиболее решительная ее часть решила сама взяться за дело в поисках новых форм и звучаний. Так, в конце 1976 года в Англии стихийно возникло множество групп, которые своей игрой прежде всего хотели отмежеваться от старых стереотипов и идеалов. Они играли резкую, грубую музыку, которую британская пресса окрестила Punk Rock .
Пил с энтузиазмом включился в это движение. Именно в его программах впервые прозвучали пластинки Sex Pistols , Damned , Wire , Buzzcocks , Stranglers . Тем не менее, годом позднее произошел разрыв с такими группами, как Yes , Pink Floyd , Genesis , Tangerine Dream . Однажды, представляя записи с альбома Yes «Going For The One» , Пил сказал: «Я думаю, что такая пустая и безнадежно скучная музыка больше не появится в этой программе».
Стихийно возникшие мелкие независимые фирмы сразу нашли в лице Джона Пила преданного союзника. Он был первым и остается до сегодняшнего дня единственным ведущим Radio One , в передачах, которого доминирует музыка под знаком «indie». Передаваемое по понедельникам и четвергам двухчасовое «John Peel Show» снискало необычайную популярность. Представляемая в нем музыка всегда была показателем того, что происходит в некоммерческом роке, хота увлечения Пила постоянно менялись. Помимо панк рока и разновидностей так называемой «новой волны» появилась музыка из разных частей света: реггей с Ямайки, африканский джу-джу, этнические произведения Латинской Америки и Азии.
«John Peel Show» проходило очередные стадии. После длительного периода преобладания записей под знаком «холодной волны» и «психобилли» последние годы доминируют течения, в которых Джон Пил усматривает ближайшее будущее рока. Первое — это мягкое звучание в стиле 60-х годов, второе — это резкое, с характерной «стенкой звука», обращенное корнями к раннему рок-н-роллу. Одинаково часто появляются записи «электро» - современной разновидности стиля «рэп». Помимо болгарской, русской, испанской народной музыки, можно также услышать Джеймса Брауна, оркестр Гленна Миллера.
Преобладают, однако, еще неизвестные исполнители. «Если у меня был выбор между представлением новой пластинки Echo And The Bunnymen , или Siouxsie And The Banshees , либо сингла группы, с названием которой я столкнулся впервые, я выбирал последнее».
Исполнители, выдвинутые Пилом — это не только британцы. Достаточно часто он представляет новые группы из ФРГ, Бельгии, Голландии, Швеции, Австралии и США. Типичным примером «карьеры Золушки» является взлет американской группы 10000 Maniacs . Свой первый альбом « Secrets Of The I - Ching » , изданный в США всего лишь в нескольких сотнях экземпляров, группа послала Пилу. Ему так понравилась музыка этойшестерки, что он проигрывал их пластинку ежедневно в течение двух месяцев. И когда совершенно неизвестная в своей стране группа приехала в Лондон, оказалось, что в здешнем мире альтернативной музыки она является звездой. Впрочем, подобных примеров очень много.
«Это — великолепно и одновременно чудовищно, что я могу влиять на жизнь и карьеру людей. Возьмем, например, группу The Ruts . Я часто проигрывал их первый сингл, и фирма Virgin быстро подписала контракт с группой. Годом позднее вокалист Malcolm Owen перебрал наркотиков и умер. Может быть, если бы я никогда не заводил этот синел, он бы продолжал жить?»
В адрес Пила ежедневно приходит несколько десятков кассет с записями местных любительских групп. Самые интересные из них записывают свои произведения в студии ВВС, представляют их на радио. Записи с этих известных Sessions часто оказываются на пластинках (в случае дебюта), либо являются пробой, генеральной репетицией перед записью новых альбомов (в случае известных исполнителей, ибо такие тоже приглашаются Пилом).
В 1984 году руководство Radio One решило сократить число передач Пила. В музыкальной прессе разразилась настоящая буря. Независимые фирмы присылали на ВВС депеши с протестами, но безрезультатно. Пил объясняет: «Консервативные шефы Radio One меня едва переносят. Они считают, что мои слушатели — одни безработные бездельники, кто же еще может слушать такую музыку? Я вообще должен радоваться, что мне оставили три передачи, где я могу заводить пластинки, которые никто другой не проигрывает. Я не представляю, как я мог бы найти работу на какой-нибудь другой радиостанции».
Разумеется, за эти годы Пил превратился в более чем состоятельного человека. Он живет на своей вилле в пригороде Лондона с женой и четырьмя детьми.
Все время Пил отдает своей деятельности на Radio One . Много путешествует. В повседневной жизни, по свидетельству друзей, он проявляет равнодушие к благам, которые можно купить за деньги, и остаётся верен демократическим привычкам, приобретенным в компаниях «детей цветов» в свои юные годы.По материалам зарубежной прессы
Игорь Колодный
Журнал «Экзотика: Панорама альтернативной музыки» Москва №2